Российская Федерация

Портал взаимодействия бизнеса, общества и власти
Дальневосточный федеральный округ

               

             Стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

           Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопоставимое или опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, и решить ряд задач, первоочередными из которых являются:

  1. создание условий для развития перспективной экономической специализации субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также стратегических программ крупных компаний;
  2.  формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;
  3.  снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Дальнего Востока и Байкальского региона с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией путем формирования нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики;
  4.  формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, повышение качества человеческого капитала;
  5.  сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы Севера).

          Базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского региона увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики регионов, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры.

          Предполагается снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, включая сельскохозяйственный, рыбохозяйственный и лесопромышленный комплексы, электроэнергетику и транспорт. Развитие действующих и формирование новых производств, а также масштабное применение инновационных технологий будут способствовать качественным изменениям в структуре экономики. Реализация экономического потенциала зон опережающего роста и формирование комфортных условий жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию Дальнего Востока и Байкальского региона.

Базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского региона предусматривает:

  1. модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения;
  2. модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление инфраструктурных ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов;
  3. масштабное технологическое обновление и модернизацию производств; развитие новых секторов экономики, обеспечивающих глубокую степень переработки сырья и максимальное использование преимуществ, связанных с географическим положением и природными ресурсами восточных регионов;
  4.  ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства;
  5.  развитие предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных проектов развития (космическая сфера, авиа- и вертолетостроение, судостроение, инновационные проекты в области энергетики) и занявших свою нишу на российском товарном рынке благодаря применению "двойных технологий";
  6.  создание и развитие деятельности локальных инновационно-производственных центров и технопарков, ориентированных на создание новых продуктов, а также образовательных и научных центров с технологическими и маркетинговыми исследованиями по цепочке "идея - технология - товар - услуга".

 

        Реализация базового сценария развития обеспечит рост валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, более высокими темпами по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

При этом с 2011 по 2025 год темпы роста валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, превысят темпы роста валового внутреннего продукта в целом по Российской Федерации более чем на 0,5 процентного пункта в год. Осуществление базового сценария приведет к значительному повышению уровня жизни населения Дальнего Востока и Байкальского региона. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится с 24,5 процента до 9,6 процента.

 В период 2009 - 2025 годов в соответствии с прогнозируемым изменением социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона выделяются 3 этапа экономического развития.

     Первый этап (2009 - 2015 годы) предусматривает:

  1. превышение темпов роста инвестиций по сравнению со среднероссийскими темпами роста;
  2. внедрение энергоресурсосберегающих технологий; незначительное повышение занятости населения;
  3. начало реализации новых инфраструктурных проектов, а также проектов в области промышленности и сельского хозяйства в зонах опережающего экономического роста, что способствует росту инвестиций в экономику и формированию новых центров регионального развития.

    Второй этап (2016 - 2020 годы) предусматривает:

  1.  осуществление крупномасштабных проектов в энергетике, в том числе связанных с притоком иностранных и государственных инвестиций и обеспечивающих преодоление сложившихся инфраструктурных барьеров;
  2. увеличение потенциала транспорта, расширение транзитных пассажиро- и грузопотоков, завершение создания опорной транспортной сети, включая сеть автомобильных и железных дорог, аэропортов и морских портов;
  3. рост доли экспорта продукции глубокой переработки добываемого сырья.

         Одновременно на этом этапе будут проявляться негативные тенденции, среди которых следует выделить замедление темпов роста инвестиций по сравнению с периодом 2009 - 2015 годов.

 

    Третий этап (2021 - 2025 годы) предусматривает:

  1. социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, связанное с закреплением лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и значительно возросшей интеграцией Дальнего Востока и Байкальского региона в мировое экономическое пространство;
  2. развитие инновационной экономики, участие в международном разделении труда, реализующем конкурентный потенциал Дальнего Востока и Байкальского региона в сферах высоких технологий, экономики, основанной на знаниях, энергетики и транспорта;
  3. реализацию крупномасштабных проектов по добыче, переработке и поставке углеводородного топлива;
  4. завершение реализации крупномасштабных проектов в области энергетики и транспорта;
  5. расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;
  6. ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечивающее лидирующие позиции в сферах образования и здравоохранения с постепенным повышением государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до уровня, сопоставимого с уровнем развитых стран. 

Сдерживающие факторы, которые проявят себя на этом этапе, будут связаны с ограничением возможностей увеличения добычи сырья и экспорта энергии, растущими затратами на решение задач охраны окружающей среды.

 

                Условием успешной реализации настоящей Стратегии является комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства в реализации ключевых инвестиционных проектов, в первую очередь на территории опережающего экономического роста.

Направления социально-экономического развития

Жизнеобеспечение

Стратегическая цель направления – ...

Вектора развития

Предпринимательство

Стратегическая цель направления – ...

Вектора развития

Человеческий потенциал

Стратегическая цель направления – ...

Вектора развития

Гражданское общество

Стратегическая цель направления – ...

Документы стратегического планирования

1. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года Посмотреть
2. План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития ДВ и БР на период до 2025 года Посмотреть
Стройкомплексу поможет инфраструктурная ипотека
Стройкомплексу поможет инфраструктурная ипотека
Динамика российского строительного сектора за последние шесть лет отстала от динамики ВВП, причина — сокращение инвестиционной активности, заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, выступая на пленарном заседании Российского инвестиционного форума. «Мы посмотрели статистику, у нас весь строительный сектор за последние шесть лет, в первую очередь из-за сокращения инвестиционной активности на уровне федерального и региональных бюджетов, отстал от динамики ВВП: в строительстве на 4,5%, в строительных материалах — на 9%», — цитирует Орешкина РИА «Новости». По мнению мин...
Стройкомплексу поможет инфраструктурная ипотека
Стройкомплексу поможет инфраструктурная ипотека
Динамика российского строительного сектора за последние шесть лет отстала от динамики ВВП, причина — сокращение инвестиционной активности, заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, выступая на пленарном заседании Российского инвестиционного форума. «Мы посмотрели статистику, у нас весь строительный сектор за последние шесть лет, в первую очередь из-за сокращения инвестиционной активности на уровне федерального и региональных бюджетов, отстал от динамики ВВП: в строительстве на 4,5%, в строительных материалах — на 9%», — цитирует Орешкина РИА «Новости». По мнению мин...
график
Мнение: Дальнему Востоку нужна особая модель предоставления федеральных средств
Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко попросил разработать для дальневосточных регионов особую модель предоставления средств из федерального бюджета, которая учитывала бы особенности этих территорий. Такое предложение он озвучил на встрече Председателя Правительства России Дмитрия Медведева с главами регионов на Российском инвестиционном форуме «Сочи-2018» «По Дальнему Востоку с учетом приоритетов его развития нужно рассматривать особую модель, потому что, полагаю, что в этом модельном бюджете не учтена транспортная доступность, которая у нас только морская или воздушная, как внутри региона, так и с материком. Отдельный вопрос Курил, где сложные вопросы доставки, ст...
 Долги россиян очистят от искажений в кредитной истории
Долги россиян очистят от искажений в кредитной истории
По требованию ЦБ банки должны определиться с вариантом расчета совокупной долговой нагрузки (DTI) заемщиков. Результаты проведенного «Известиями» опроса топ-100 кредитных организаций демонстрируют, что большинство банкиров выступают за самостоятельный расчет показателя. Это, по мнению экспертов, минимизирует риски искажения информации, что в совокупности приведет к улучшению качества кредитных портфелей банков.   Как сообщили «Известиям» в ЦБ, механизм расчета совокупного долга заемщиков должен заработать в этом году, а проект нормативного акта по расчету DTI для публичных обсуждений будет опубликован в I квартале. «Известия»...
Президент России Владимир Путин потребовал разобраться с ценами на ЖКХ
Президент России Владимир Путин потребовал разобраться с ценами на ЖКХ
15 февраля, выступая на заседании расширенной коллегии Генеральной прокуратуры РФ, глава государства Президент России Владимир Путин потребовал от прокуратуры вмешиваться в ценообразование на услуги ЖКХ и принимать быстрые и предусмотренные законом меры в случае искусственного завышения тарифов. Как сообщает сайт Президента России, глава государства отметил, что цены на жилищно-коммунальные услуги часто формируют при помощи «мошеннических схем» компаний, которые «называют себя» управляющими. Власти должны «тщательно отслеживать» необоснованное вмешательство правоохранительных органов в деятельность бизнес...

Оценка госрегулирования (ОРВ), Бизнес проекты и Общественные инициативы