Семь шагов к жилищному благополучию граждан России

Концепция модернизации ЖКХ на период до 2020 (в отдельных проектах – до 2025) года, несмотря на многочисленные декларации, поручения Президента и её очевидную значимость для экономических субъектов и граждан, публичному обсуждению не подвергалась и по состоянию на декабрь 2013 года в стране отсутствует2.
О причинах отмены (Минэкономразвития, Минрегионразвития, МинстройЖКХ) важнейшего для страны документа в сфере жилищной политики и коммунальных отношений официально не сообщается3.
Между тем, в условиях сокращения доходов федерального и региональных бюджетов и с учётом фактического состояния и новых задач муниципальных экономик, остро необходима актуализация стратегического документа. Очевидно, что без проведения обстоятельного анализа текущего состояния дел, согласования стратегии и основных направлений преобразований с обществом и предпринимателями, разработки необходимых мер по повышению эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса, его дальнейшее эффективное развитие невозможно.
На всероссийских и региональных экспертных площадках, форумах и в профессиональных группах активно обсуждаются законодательные меры и практические шаги по улучшению состояния дел в ЖКХ. К обсуждению привлечено значительное число участников. Но выводы и предложения не предусматривают комплексного анализа регулирующих факторов и воздействий: правовых, институциональных, экономических, административных, информационных, не направлены на управление развитием отрасли в целом, а оказывают локальное влияние на подотраслевые проблемы, носят «цеховой» характер и, как правило, нацелены на реализацию узкокорпоративных интересов и задач.
Подобные фрагментарные воздействия (нормативно-правовые, экономические, административные) зачастую не только не подразумевают установление баланса интересов между участниками – отраслевыми экономическими субъектами (житель – жилищное объединение – управляющий недвижимостью – производитель коммунального ресурса – административныйорган), но и углубляют данные противоречия и конфликты (авансирование ресурсных монополий, ужесточение односторонних санкций в отношении потребителей-заказчиков ЖКУ без возможности контроля качества услуг, внедрение «региональных систем КР МКД» с отчуждением имущественных взносов собственников, отказ государства от финансирования работ по «КР МКД» и энергосбережению, навязывание завышенных тарифов на «коммунальные ресурсы» и сбора платы с граждан за ЖКУ с нарушениями гражданско-правовых норм, попытки со стороны административных органов узаконить процесс регистрации общего имущества МКД и единых земельно-имущественных комплексов в виде МКД с нарушением гражданского, жилищного законодательства и градостроительных норм и требований к безопасности эксплуатации объектов недвижимости и др.).
Материалы исследований локальных проблем, выводы и предложения организаций и экспертов в области жилищно-коммунальных отношений не обобщаются, а отсутствие комплексного анализа последствий применения отраслевой нормативно-правовой базы, управленческих решений и эффективности функционирования системы управления отраслью в целом, выливаются в огромные социально-экономические потери граждан и экономический ущерб государству.
Результаты некоторых закрытых от общества отраслевых исследований, видимо, в силу предусмотренного ограничения доступа к их публичному информационному использованию и фрагментарного применения, улучшений отрасли и потребителям жилищно-коммунальных услуг не приносят, а в силу локального применения, не решают и проблем заказчиков.
Сфера жилищно-коммунальных отношений, несмотря на то, что является публичной и социально-значимой, не имеет собственной структуры и взаимоувязанной системы оценок показателей и критериев эффективности деятельности в целом и её отдельных сегментов, позволяющих объективно квалифицировать результаты управленческих решений в масштабе отрасли и по отдельным внутриотраслевым сегментам.
На текущий момент ни один институт (аналитический центр, агентство, академия, фонд или исследовательская организация) не формирует и не решает в масштабах страны задач комплексной оценки состояния жилищно-коммунального комплекса и не предлагает наилучших альтернатив, способов и механизмов его развития.

В условиях избыточного нормотворчества с хаотичными законодательными инициативами, нередко – взаимоисключающими нормативно-правовыми актами, смыслами и управленческими решениями (лицензирование/саморегулирование деятельности управляющих многоквартирными домами), принимаемые без интегральной оценки возможных последствий и использованием методов комплексного прогнозирования – огромный прикладной ущерб терпит не только отраслевая система принятия решений (как следствие – девальвируется авторитет власти), но и её основной субъект – гражданин – заказчик и потребитель жилищно-коммунальных услуг.
Парадоксально, но в условиях столь масштабного количества проблем в системе жилищно-коммунальных отношений, копившихся в течение 20 лет, так и не создана единая инфраструктура информационно-аналитического сопровождения преобразований, многосторонней оценки регулирующего воздействия НПА и эффективности реализуемых мер в отрасли.
Поэтому, представляется важнейшей задачей актуализация отраслевой Концепции и программы, которые должны определить стратегические направления развития федеральной политики в области жилищных отношений и повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса. Но для возможности корректировки среднесрочных мероприятий тактические шаги и меры целесообразно структурировать по содержательным направлениям и приоритетам развития в отраслевой «маршрутной карте».
Основные задачи и функции отраслевой Концепции предлагается формировать путём согласования общественных процедур создания, описания и использования механизмов управления группами интересов (социально-экономическими и корпоративными). По сути – Концепция и программа совершенствования федеральной политики в области жилищных отношений и повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса – должна представлять собой Общественный договор между основными участниками гражданско-правовых, социально-экономических и административных отношений в жилищно-коммунальной сфере.
А от федеральной администрации, законодательных институтов и отраслевых ведомств участники этих отношений вправе ожидать добросовестного исполнения роли и функций компетентного и объективного арбитра, стоящего выше частных и корпоративных прав и интересов, и способного к эффективному регулированию этих правоотношений.

Накопленная в течение последних пяти лет практика подготовки и реализации «дорожных карт» в отдельных отраслях и сферах экономической деятельности, демонстрирует достаточную эффективность и позволяет минимизировать или устранить ключевые проблемы и противоречия ("Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", «Повышение качества государственных услуг в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость», др.) в соответствующих отраслях.
Данный опыт даёт основания субъектам отношений в жилищно-коммунальной сфере к разработке, одновременно с обсуждением Концепции и программы, отраслевой «маршрутной карты» «Совершенствование жилищных отношений и повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса России».
Федеральная политика в области жилищных отношений и повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса.
«Окно новых возможностей» нового министерства
Цели отраслевой Концепции и программы
В 2008 – 2010 гг. предпринимались попытки вынести для публичного обсуждения проект «Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы", принятой распоряжением Правительства РФ N 102-р 2 февраля 2010 г., но открытое обсуждение так и не состоялось, а в 2012 году документ был отменён.
Некоторыми коллективами и отдельными экспертами направлялись предложения в проекты этой и других программ, часть из них были опубликованы, в том числе, в журнале «Управление МКД»4. Отдельные предложения сегодня находят практическое воплощение при реализации федеральной политики, в том числе, в виде организационных ведомственных преобразований (выделение из состава Минрегионразвития Агентства по строительству и ЖКХ и последующее создание самостоятельного Министерства строительства и ЖКХ с обособленными полномочиями, кодификация профессии управляющего недвижимостью, декларативное включение некоторых механизмов при реализации программ модернизации МКД и коммунальной инфраструктуры, исключение делегированного участия жилищных объединений в СРО). Ограниченноеколичество предложений фрагментарно учтено при принятии нормативных правовых актов в 2010 – 2012 гг., но большинство из разработок по неизвестным причинам пока остаются невостребованными.
В этой связи важно отметить необъяснимую, но ставшую привычной для отрасли тенденцию: в отсутствие убедительных, основанных на фундаментальных исследованиях, результатах анализа и логических взаимосвязях между причинами проблем в сфере жилищно-коммунальных отношений, предлагаемыми мерами и ожидаемыми результатами готовящихся изменений, число нормативных актов и организационно-административных решений продолжает неизменно нарастать, несмотря на то, что все три перечисленных процесса не согласуются между собой, с внешними факторами и другими условиями, и не приводят к позитивным переменам в жилищно-коммунальном комплексе. На это хроническое отраслевое заболевание последние несколько лет непрерывно обращает внимание экспертное сообщество в ЖКХ, а в 2013 году от чрезмерной законодательной активности стал предостерегать и министр регионального развития РФ И. Слюняев.
В сложившейся ситуации после создания отраслевого Министерства строительства и ЖКХ и перераспределения полномочий между Минрегионразвития и Минстроем, открываются новые возможности по актуализации стратегии управления развитием жилищно-коммунального комплекса. И для определения эффективной стратегии отраслевого развития и реализации потенциала нового ведомства, представляется целесообразным на период публично-экспертного обсуждения, разработки и принятия новой стратегии, программных задач и «маршрутной карты» – наложить временный мораторий на принятие нормативных правовых актов, не получивших всестороннего публичного и экспертного одобрения. Данное предложение соотносится с требованиями «Открытого» правительства под руководством М. Абызова по введению методики оценки деятельности министерств и ведомств с проведением мониторинга независимым экспертным сообществом. С 2014 года будет составляться ежегодный публичный рейтинг открытости органов власти как обобщение трех показателей: – внедрения руководителями министерств механизмов открытости; – оценок референтных групп в лице отраслевых общественных объединений, заинтересованных в работе министерства;

– итогов социологических исследований деятельности министерств. Представляется, что данных критериев недостаточно для полноты и объективности оценки эффективности деятельности министерства, критерии целесообразно расширить основными отраслевыми индикаторами.
Создание в 2013 году самостоятельного отраслевого органа – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, реализующего государственную политику в жилищной и коммунальной сферах (не ограниченного техническими функциями «Фонда содействия реформированию ЖКХ» и Фонда РЖС) и координирующего развитие стандартов среды обитания граждан и инфраструктурного обеспечения, безопасности в процессе строительства и эксплуатации ОКС, жилищной и коммунальной индустрии, отраслевого предпринимательства, разработку требований технического и тарифного регулирования, теоретически должно наилучшим образом повлиять на состояние ЖКХ страны.
Пока же, на федеральном уровне не удаётся квалифицировано и в масштабе отрасли зафиксировать общую структуру и механизмы неконфликтного взаимодействия общественных (по своей природе – публичных), корпоративных (по своей природе – коммерческих, узкогрупповых) и административных (по своей природе – социально-политических) групп интересов в области жилищно-коммунальных отношений. Однако, фактическое состояние федерального и региональных бюджетов и социально-экономическое положение участников рынка создают особую мотивацию для федерального уровня власти к ускоренному формированию эффективной модели управления отраслью и построению сбалансированных отношений между представителями основных групп интересов.
Ранее уже высказывалась экспертная точка зрения на то, что стержневой направленностью отраслевой Концепции должна являться адаптация жилищно-коммунального комплекса России к новым условиям функционирования отраслевых региональных рынков жилищных и коммунальных услуг, а главной целью – устранение факторов доминирования одних групп интересов над другими и создание равноправных условий для деятельности всех без исключения субъектов правовых и экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере.
В Концепции должны быть аргументировано и ясно зафиксированы социально-экономическая роль, значение и функции федеральной и муниципальных администраций и других институтов в модернизации ЖКХ, установлены границы между социальной ответственностью и экономическими интересами основных корпоративных, социальных и административных субъектов и групп интересов, представлены современная институциональная и организационно-административная структура отраслевых отношений и институтов их регулирования.
На настоящий момент ни один документ в жилищно-коммунальной сфере таких рамок не определяет, что приводит к формированию преднамеренно коллизионного отраслевого права и конфликтной среды регулирования, избыточной персонификации административного управления, перманентному воспроизводству споров административных и социально-экономических субъектов, росту социальной напряжённости.
Задачи «маршрутной карты»
«Совершенствование жилищных отношений и повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса России»
Однако, даже в условиях действующего отраслевого коллизионного правового регулирования5 необходимо описать и проанализировать общую структуру отраслевых отношений, определить роли и функции участвующих субъектов без попыток устранить существующие проблемы не просчитанным принятием очередного документа.
Наложение временного (до выполнения публичного обсуждения, взвешенного разбора и анализа отраслевого законодательства, устранения очевидных правовых коллизий) моратория на принятие новых НПА, что согласуется с предостережением председателя правительства Д. Медведева об избыточности законов6 в современной России – окажется полезной организационной мерой в процессе гармонизации отраслевого и смежного регулирования.
Принятие Концепции, в свою очередь, позволяет развивать ряд ключевых задач отраслевой программы и «маршрутной карты» «Совершенствование жилищных отношений и повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса России», представленных в табл.1,2:

Задачи «маршрутной карты»
«Совершенствование жилищных отношений и повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса России»
Таблица 1

пп
Задачи
Механизмы
1.
Определение структуры отношений ключевых участников отраслевого рынка, основных групп интересов, создание институтов и механизмов развития и выявление опорных точек роста
- проведение базового отраслевого исследования с опросом широкого круга участников по региональной, экспертно-профессиональной, социальной и экономической принадлежности и категории
- анализ проведённого исследования и выявление отраслевых опорных точек роста
- подготовка предложений по формированию институтов и механизмов отраслевого развития в соответствии с результатами проведённого исследования
2.
Устранение (минимизация влияния) причин и факторов воспроизводства конфликтов между субъектами правовых и экономических отношений в жилищной и коммунальной сфере и создание благоприятных условий для их взаимодействия
- выявление и устранение правовых коллизий и причин экономических конфликтов в системе отраслевого нормативного и экономического регулирования
- оптимизация системы тарифного регулирования
- повышение доступности и открытости информации об инвестиционных и производственных программах РСО и управляющих недвижимостью
- обеспечение объективности и достоверности обработки информации в системе субсидирования жилищно-коммунальных услуг и персонификации учёта затрат экономических субъектов
- обеспечение открытости в деятельности региональных и муниципальных администраций
3.
Разработка типовых организационно-финансовых
- подготовка методик разработкимеханизмов и схем устойчивого и гарантированного воспроизводства объектов жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры с привлечением внебюджетного финансирования, учитывающих фактическое состояние региональных товарных рынков жилищно-коммунальных услуг
региональных нормативно-правовых актов (законов, решений, программ) по финансовому обеспечению проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры с привлечением
- разработка методических рекомендаций о принципах применения и формам экономических и административных мотиваций/санкций к участникам программ и потребителям их продукции
- разработка системы индикаторов и показателей по мониторингу региональных товарных рынков жилищно-коммунальных услуг
- разработка методических рекомендаций по мониторингу фактических административно-экономических условий деятельности экономических субъектов на товарных рынках жилищно-коммунальных услуг
4.
Своевременное, качественное и единообразное доведение до участников отношений в жилищной и коммунальной сфере информации о планируемых и реализуемых мероприятиях
- создание национальной геоинформационной системы в сфере управления жилой недвижимостью и коммунальным комплексом, основанной на специализированной интерактивной инфраструктуре пространственных данных
5.
Организация текущего мониторинга и анализа хода реализации мероприятий «маршрутной карты» с возможностью учёта промежуточных результатов и своевременной корректировки (в случае необходимости – с корректировкой Программы)
- создание системы долгосрочных (стратегических) и краткосрочных отраслевых критериев и показателей оценки эффективности и мониторинг состояния отрасли с использованием возможностей национальной геоинформационной системы в сфере управления жилой недвижимостью и коммунальным комплексом
6.
Обеспечение синхронизации и координации мероприятий отраслевой «маршрутной карты» с другими программами развития на федеральном и региональном уровнях (социальной поддержки граждан,
- подготовка методических рекомендаций по порядку разработки и утверждения региональных (муниципальных) программ с развития системы регистрации и учёта объектов недвижимости, развития и поддержки предпринимательства, повышения энергоэффективности, реализации проектов государственно-частного партнёрства, инвестиционных и образовательных программ)
использованием принципов синхронизации основных интегральных показателей развития региона (муниципалитета)
7.
Проведение мониторинга эффективности деятельности отраслевых институциональных субъектов (Фонд содействия реформированию ЖКХ, Фонд содействия развитию жилищного строительства, региональные корпорации развития, Центры энергоэффективности, центры ГЧП, фонды развития и поддержки МСП и др.)
- использование существующих и вновь разрабатываемых критериев, методик и механизмов оценки эффективности деятельности институциональных субъектов и отраслевых программ
В таблице 2 представлена структура основных блоков вопросов и задач «маршрутной карты», систематизированных по функциональному признаку. Анализ и последующее исполнение по каждому из блоков вопросов может осуществляться одновременно и без строгой взаимозависимости (таблица 2) факторов и проблем.
Структура «маршрутной карты»
«Совершенствование жилищных отношений и повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса России»
Таблица 2
I. Синхронизация и гармонизация нормативно-правовых актов смежных
с жилищно-коммунальной отраслей права и сфер регулирования
1.1. Гражданский кодекс РФ
1.2. Жилищный кодекс РФ
1.3. Земельный кодекс РФ
1.4. Градостроительный кодекс РФ
1.5. Трудовой кодекс РФ
1.6. Административный кодекс РФ
1.7. Налоговый кодекс РФ
1.8. Бюджетный кодекс РФ
1.9. Законодательство в области тарифного регулирования и энергосбережения
1.10. Законодательство в области инвестиций и развития ГЧП
1.11. Законодательство в области развития предпринимательства и антимонопольного регулирования
1.12. Нормативно-правовое регулирование в области регистрации прав и учёта объектов недвижимости
1.13. Нормативно-правовое регулирование в области размещения государственного и муниципального заказа
1.14. Нормативно-правовые акты в области технического регулирования
1.15. Правовое регулирование лицензирования и саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности
Иные области и сферы правового регулирования
II. Совершенствование институтов отраслевого развития и организационно-административного обеспечения преобразований
в сфере жилищно-коммунальных отношений
2.1. Создание на базе Фонда содействия реформированию ЖКХ и Фонда содействия жилищному строительству новых институтов отраслевого развития, более полно соответствующих современному отраслевому законодательству, новым задачам и требованиям Концепции и программы по совершенствованию жилищных отношений и повышению эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса России
2.2. Создание на основе публичных обсуждений дополнительных институтов развития, синхронизирующих в регионах институты отраслевого развития в соответствии с «дорожной картой» "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", требованиями к улучшению инвестиционного климата и снижению административных барьеров
III. Развитие жилищных, профессиональных и предпринимательских объединений
в сфере жилищно-коммунального управления
и повышение эффективности их взаимодействия между собой
3.1. Разработка критериев оценки состояния конкурентной среды (показатели рыночной концентрации и уровня административного вмешательства в экономику) на муниципальных рынках жилищно-коммунальных услуг и эффективности деятельности управляющих жилой недвижимостью
3.2. Разработка и реализация мер поддержки жилищных объединений собственников, отраслевых предпринимательских объединений, в том числе, СРО в жилищном и коммунальном комплексе, и профессиональных объединений специалистов для сферы жилищного и коммунального управления на федеральном и региональном уровнях
3.3. Подготовка методических рекомендаций по разработке региональных и муниципальных программ развития и поддержки отраслевого малого и среднего предпринимательства, жилищных и профессиональных объединений с целью синхронизации целей, задач, механизмов и показателей программ, совершенствования отношений и повышения эффективности взаимодействия между их субъектами и с организациями коммунального комплекса
IV. Информационно-аналитическое обеспечение отраслевого и межотраслевого развития и содействие процессу открытости деятельности отраслевых субъектов
4.1. Разработка программ внедрения специализированной инфраструктуры пространственных данных для жилищно-коммунального комплекса, синхронизированной с геоинформационными системами территориально-административных образований
4.2. Создание на базе новых отраслевых институтов развития современной информационно-аналитической системы, использующей технические возможности функционирующих федеральных и региональных информационных баз данных: ГКН, ЕГРП, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ИСОГД, Федеральный реестр контрактов, Единый реестр государственных и муниципальных контрактов, Сведения Россреестра о кадастровой стоимости земель и объектов капитального строительства, других информационных систем
4.3. Реализации на базе специализированной инфраструктуры пространственных данных для жилищно-коммунального комплекса концепции единой площадки для раскрытия информации управляющими недвижимостью и организациями – поставщиками коммунальных ресурсов
V. Совершенствование системы базового специального образования в области управления жилой недвижимостью и коммунальным комплексом и программ дополнительного профессионального образования и подготовки кадров
для жилищной сферы и организаций коммунального комплекса
5.1. Разработка предложений и мер по совершенствованию программ подготовки специалистов в системе базового профессионального образования в соответствии с профессиональными стандартами для работников отрасли жилищного и коммунального хозяйства
5.2. Разработка предложений и мер по совершенствованию программ подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров для управляющих недвижимостью и организаций коммунального комплекса в соответствии с профессиональными стандартами для работников отрасли жилищного и коммунального хозяйства
5.3. Разработка и реализация мер по эффективному продвижению в отраслевые организации специалистов, прошедших профессиональную подготовку и сертификацию квалификаций в соответствии профессиональными стандартами для работников отрасли жилищного и коммунального хозяйства
Структура маршрутной карты и содержание блоков вопросов в ней не являются закрытыми.
В следующих материалах будут обсуждаться меры и шаги по каждому из блоку вопросов и задач «маршрутной карты». Приглашаем к дискуссии по обсуждению Концепции, программы и «маршрутной карты» «Совершенствование жилищных отношений и повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса России на период до 2025 года» представителей жилищных, предпринимательских, профессиональных объединений, научных и экспертных коллективов.
Павленков Ю.В.
Генеральный директор НП ЭУН «Индустрия Сервейинг»,
член Комитетов ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости и в сфере ЖКХ
10 декабря 2013 г.
_______________________________________________

1 – Метафора «маршрутная карта», в отличие от уже вошедшей в административно-экономический оборот и словарь «дорожная карта», использована не случайно. Словосочетание «маршрутная карта», на мой взгляд, точнее отражает смысл фразы, что особенно важно при разработке алгоритма развития отрасли, вида экономической деятельности, административной или иной категории. Данное мнение основывается на суждении – дорог при движении к запланированной цели может быть много, а маршрут (в навигационно-топографическом смысле) – как правило – один и приводит к цели наикратчайшим и/или оптимальным, а значит, наиболее эффективным, путём. Полагаю что в сфере жилищных отношений и в системе функционирования коммунального комплекса достаточного запаса времени для блуждания по бескрайним дорогам Отечества нет. 2 – Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 1491-р признано утратившим силу распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. N 102-р «Концепция федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы".
3 – на сайтах отраслевых министерств – Минрегионразвития и МинстройЖКХ по контекстному запросу по слову «концепция» информация встречается в связи с участием министра И. Слюняева в заседании Государственного Совета РФ 31.05.2013 г. http://www.gosstroy.gov.ru/vse-novosti/167-ministr-regionalnogo-razvitiya-igor-slyunyaev-vystupil-na-zasedanii-gosudarstvennogo-soveta-rossijskoj-federatsii и http://www.minregion.ru/press_office/terms/934.html - первый и последний Актив в ЖКХ в период работы министром В. Басаргина. 4 – Павленков Ю.В., «Концепция модернизации ЖКХ России. Необходимые условия успешной реализации Концепции», №2, 2010 г. http://www.mcfr.ru/journals/13/806/18239/
5 – Указ Президента РФ № 600 2012 г. «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества ЖКУ», 185-ФЗ 2007 г., 270-ФЗ 2012 г. «О фонде содействия реформированию ЖКХ», 271-ФЗ 2012 г. «О региональных системах капитального ремонта МКД», 261-ФЗ 2009 г. «Об энергосбережении и повышении ЭЭ..» 291-ФЗ 2012 г. «О долгосрочных тарифах в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения», 190-ФЗ 2010 г. «О теплоснабжении», 289-ФЗ 2012 г. «О программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований», законопроект «О государственно-частном партнёрстве».
6 – «Медведев предостерёг от избыточности законов», газета «Взгляд», от 10.12.2013 г. http://vz.ru/news/2013/12/10/663706.html

Голосовать

0 0

Поделиться

Зарегистрированный пользователь бесплатно может:

  • голосовать, предлагать свои инициативы, проекты на которые реагирует власть;
  • пользоваться системой интерактивной мониторинга регионов и скачивать документы;
  • создать свой личный кабинет, компанию, сообщество;
  • организовать взаимодействия с властью и бизнесом;
  • оставлять комментарии.
Будь активным!

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Стратегические партнеры

Партнеры